+7(927)508-26-46
Оставить заявку

Интересное

Главная Интересное Реставрация художественного паркета

Реставрация художественного паркета

Узорчатый ковёр художественного паркета может быть геометрически выверенным или напоминать полотно абстракциониста. Может быть создан из родных для нас дуба, бука, клёна, ясеня или ошеломлять многоцветьем венге, палисандра, мербау, скумпии, тиса, тигрового дерева и амаранта. Сегодня художественный паркет — высшая ступень мастерства паркетчиков и дизайнеров и показатель вкуса владельцев дома.

Императоры – потомкам.

Древнее искусство укладки паркета за две с лишним сотни лет претерпело немало изменений. Менялась мода. Так, король Фридрих Великий полагал, что наиболее приличествующей дворцовому интерьеру является благородная укладка «рыбий скелет», а сегодня любой эстет пренебрежительно кривится при виде той самой императорской «ёлочки». Менялись толщина клёпок, размер щита и устройство подосновы. До неузнаваемости изменился рабочий инструмент мастеров-паркетчиков.

Ушли в прошлое знаменитое «графье» (вырезанный на дощечках паркета тонкий узор, залитый для большей яркости чёрной смолой), подкраска и «подкуривание» дерева, интарсия тонкими пластинками шпона. Но всё же иногда мастерам приходится обращаться к опыту прошлых столетий и стараться сделать так, чтобы их работа была неотличима от работы предков. Реставрация художественного паркета — дело, несомненно, очень сложное и почётное.

Всегда ли реставрация целесообразна?

Далеко не всегда. Это работа сложная, очень трудоёмкая и дорогая. Даже в интерьерах, имеющих несомненную художественную ценность, полы зачастую воссоздаются, а не реставрируются. Современные мастера укладывают паркет, руководствуясь эскизами прошлых лет, историческими данными либо внешним видом «доставшегося по наследству» пола. Новый паркет выглядит как его антикварный предшественник, но вполне может не быть точнейшей копией (возможны даже варианты, когда рисунок и породы дерева совершенно иные, а более или менее точно сохранён лишь стиль). Как ни прискорбно, стиль тоже может пострадать. Достаточно сказать о паркетных полах в Кремле, изготовленных одной итальянской фирмой: с точки зрения непрофессионала, выглядит красиво, но со старинным паркетом и рядом не лежало, поэтому многие специалисты справедливо возмущаются. Совсем недавний пример — реконструкция Константиновского дворца в Стрельне под Санкт-Петербургом. Первоначальный пол там попросту не сохранился, поэтому мастерам московской компании «Ковчег-паркет» при воссоздании 1500 кв. м узорчатых паркетов пришлось ориентироваться на рисунки прошлых лет и дошедшие до наших дней полы в Эрмитаже, относящиеся к несколько более позднему периоду. Во многих случаях, если речь не заходит о национальном достоянии, паркетчики рекомендуют именно создавать новый пол в нужном стиле, а не реставрировать старый.

Как быть, чтобы вашему дворцу не потребовались услуги реставраторов?

Прежде всего, паркет должен быть добросовестно и правильно уложен. Если основанием для него служат прогибающиеся доски или голый бетон, а при укладке, шлифовке и покрытии пола лаком были нарушены все мыслимые и немыслимые стандарты, о долгой службе пола лучше и не мечтать. Но даже за идеально сделанным паркетом — не только художественным, но и простенькой «палубой» — необходимо регулярно ухаживать. Перепады влажности для натурального дерева губительны. Это особенно актуально, если в состав паркета входит древесина экзотических пород. Оптимальный режим для паркета — 40—60% влажности воздуха при температуре 20—22 °C. Нужно заметить, что эти условия одновременно являются наиболее благоприятными и для нашего здоровья. Вопреки расхожему мнению, паркет не слишком боится воды. При уборке лучше не ограничиваться пылесосом, а протирать пол мягкой влажной тряпкой. Ещё лучше, если в воду будет добавлено специальное средство по уходу за паркетом: лак продержится дольше, перешлифовка и повторное покрытие лаком потребуются не раньше, чем через 7—10 лет. Естественно, всё вышесказанное справедливо лишь при условии бережного обращения: если на паркет не совершают ежедневных «набегов» гостьи в туфельках на «шпильках» или по дому не разгуливает крупная собака. Немного внимания — и лично для вас реставрация паркета останется лишь темой журнальной статьи, но никак не поводом для беспокойства. А сам паркет будет радовать многие поколения вашей семьи.

При реставрации паркета часто невозможно использовать те же породы дерева, что некогда были использованы для его создания. Аналогичная древесина может быть недоступна, если, к примеру, эта разновидность дерева полностью вырублена или перешла в разряд редких, охраняемых. Тогда приходится подбирать породу, совпадающую с «подлинной» не только по цвету и текстуре, но и по физическим характеристикам. Ведь каждый сорт обладает своей твёрдостью, плотностью и стойкостью к истиранию, каждый по-своему реагирует на перепады влажности. Если не учитывать этих особенностей, а выложить паркет, подобрав только нужные цвета, долго такой пол не прослужит. Более мягкие участки будут истираться быстрее, поэтому поверхность паркета утратит гладкость. Одна и та же порода древесины меняет узор в зависимости от распила — реставраторы должны учитывать и это, иначе восстановленный паркет приобретёт «пестроту», несвойственное оригиналу.

 

Последние статьи